В помощь родителям

Информационный ресурс по сопровождению родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста
Онлайн-консультирование
Дошкольное образование
Консультационные пункты
Информационные ресурсы

Как помочь ребёнку с повышенной тревожностью

Как помочь ребёнку с повышенной тревожностью?

· Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребёнку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Кроме того, ребёнок может чувствовать себя защищённым, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребёнку, не делились с ним своими страхами.

· Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся ему небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой, как талисман. Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек, и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придаёт ощущение того, что он рядом с тобой, помнит о тебе и поддерживает тебя.

Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный наощупь камешек.

Если в какой-нибудь очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную, успокаивающую функцию и лёжа дома, надо только почаще о нём вспоминать.

Не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана. Это тоже мотив, широко распространённый в культуре: может быть, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности. Подобные игры с самим собой – обычная составляющая психологических техник саморегуляции.

· Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками – морской солью или травами (специальные сборы продаются в аптеке без рецепта). Очень хорошее действие оказывает тёплый душ перед сном (примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как «нейтральный».

Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются игры с водой. В ванную ставится таз или большая кастрюля с водой, и ребёнку дают много мелких вещиц, которые можно использовать для игры (черпачки, которыми можно «переливать из пустого в порожнее», пластмассовые коробочки, которые можно запускать в роли корабликов, тряпочки, которые можно «постирать»..). Пусть ребёнок возится в воде сколько ему захочется. Полезный эффект объясняется, во-первых, лёгким раздражением периферических нервных окончаний, вызываемым водой, и, во-вторых, – самой деятельностью, которая не предполагает никакого результата, а потому не может оказаться неуспешной.

· Очень полезны занятия спортом, особенно – плаванием.

· При очень сильном повышении тревоги у ребёнка можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог или родитель! Злоупотреблять транквилизаторами нельзя! Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, в результате чего для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами.

Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика

[Текст]: Практическое руководство. – Часть 2. –

М.: Генезис, 2001. – 128 с.